Труды сотрудников ИВМ СО РАН

w10=
Найдено документов в текущей БД: 10

    Применение Data Mining в космических приложениях
[Текст] : статья / В.В. Деревянко // Исследования наукограда. - 2012. - № 1(1). - С. 47-51
Аннотация: Представлен обзор направлений использования Data Mining в различных приложениях космической тематики: контроль качества изготовления микросхем, анализ телеметрических данных, мониторинг работы космических аппаратов в процессе полета, предпусковой анализ космических аппаратов, прогнозирование поломок, анализ данных на борту космического аппарата в процессе полета и т.д.

Полный текст

Держатели документа:
ИВМ СО РАН : 660036, Красноярск, Академгородок, 50, стр.44

Доп.точки доступа:
Derevyanko V.V.

    Некоторые вопросы инновационной деятельности при создании космических аппаратов
[Текст] : статья / Г. В. Двирный, В. М. Лазарев, Г. Г. Крушенко // Решетневские чтения. - 2015. - Т. 2, № 19. - С. 340-341 . - ISSN 1990-7702
   Перевод заглавия: Some issues of innovative activities in creating spacecraft
УДК

Кл.слова (ненормированные):
innovations -- spacecraft -- инновации -- космические аппараты

Аннотация: Рассмотрены некоторые вопросы инновационной деятельности, связанной с выявлением и защитой интеллектуальной собственности при создании космических аппаратов.
The article discusses the innovative activity associated with identifying and protecting intellectual property when creating spacecraft.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Лазарев, В.М.; Lazarev V.M.; Крушенко, Генрих Гаврилович; Krushenko G.G.; Dvirniy G.V.
621.762.61
П429

    Повышение надежности виброгасящего устройства энергетической установки космических аппаратов
[Текст] : статья / Н. А. Тестоедов [и др.] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 1, № 12. - С. 337-339
   Перевод заглавия: IMPROVING THE RELIABILITY OF THE VIBRATION-DAMPING DEVICE FOR POWER PLANTS OF SPACECRAFT
УДК

Аннотация: Описана оригинальная конструкция виброгасящего устройства энергетической установки космического аппарата, важнейшим элементом которого является амортизатор, представляющий собой металлокомпозит, состоящий из металлической спирали, впрессованной в резину, упрочненную нанопорошком углерода.
This paper describes the original design vibration-damping device of the power plant of a spacecraft, the most important element is the absorber, which are metalcomposite consisting of a metal spiral embedded in the rubber reinforced with carbon nanopowder.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Тестоедов, Н.А.; Testoedov N.A.; Двирный, В.В.; Dvirnyi V.V.; Крушенко, Генрих Гаврилович; Krushenko G.G.; Двирный, Г.В.
004.942
П429

    ПОВЫШЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ ЗЕРКАЛЬНЫХ АНТЕНН И ПЛАТ ЭЛЕКТРОННЫХ МОДУЛЕЙ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
[Текст] : статья / В. В. Двирный [и др.] // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2016. - Т. 17, № 3. - С. 562-568 . - ISSN 1816-9724
   Перевод заглавия: IMPROVEMENT OF SPACECRAFT MIRROR ANTENNA AND ELECTRONIC CIRCUIT BOARDS RELIABILITY
УДК

Аннотация: Повышение надёжности зеркальных антенн всё увеличивающихся размеров при более жёстких требова- ниях к отклонению размеров параболоида, а также миниатюризация электронных модулей и уплотнение монтажа на платах, являются актуальными задачами, решение которых связано с высокоточными измерениями при наземной экспериментальной отработке в термобарокамере, где находится объект испытаний. При этом надежность напрямую связана с долговечностью, поскольку вероятность безотказной работы тем выше, чем меньше требуемый срок активного существования, и которая, в свою очередь, зависит от протекающих в конструкциях термопрочностных процессов в условиях орбитального полета. Результаты теоретических расчетов подтверждаются в процессе наземной экспериментальной отработки. Основными параметрами, определяемыми при экспериментальных исследованиях, являются относительные деформации зонтичных антенн или плат в различных точках. Для плат предложен метод нанесения двух взаимно перпендикулярных полос вдоль и поперек с установкой меток по краям, в термовакуумных условиях проведения прецизионных измерений перемещения меток при различных температурах. Затем с помощью микроскопа определяется длина микротрещин, которую можно принять за допустимые деформации. При этом точность измерений должна быть не больше 1/3 длины трещины. Предложенный метод является применением усовершенствованных, широко известных методов хрупких тензочувствительных покрытий. Что касается методов, основанных на применении оптических чувствительных покрытий, и методов голографической интерферометрии, то они, как правило, не позволяют измерить линейные перемещения с требуемой точностью, особенно при большом количестве контролируемых точек. Использование результатов выполненных работ в практике проектирования зеркальных антенн и бортовой радиоэлектронной аппаратуры космического назначения позволит повысить ее надежность за счет уточнения проектных параметров по результатам эксперимента и оптимизации режимов функционирования в процессе эксплуатации.
Improving the reliability of mirror antennas increasing in size when more and more strict requirements to the deviation of the sizes of a paraboloid, and the miniaturization of electronic modules and a seal mounting on circuit boards, are pressing challenges, the solution of which is associated with high precision measurements at ground-based experimental testing chamber, where the test object. The reliability is directly related to durability, which, in turn, depends on flowing in designs thermo-strength processes in the conditions of orbital flight. The theoretical results are confirmed by calculations in the process of ground testing. The main parameters determined during the experimental research are the relative deformation of the umbrella antenna or circuit boards at various points. For PCBs proposed to apply two mutually perpendicular stripes along and across the tabs on the sides and in thermal vacuum conditions to conduct precise measurement of displacement labels at different temperatures. Then at multiple magnifications on the microscope it is necessary to investigate the size of the microcracks, which can take for allowed deflection. Precision of measurements should be at most 1/3 size of the crack. The proposed method is an improvement of known methods of applying brittle coatings testcustomermap. You can also use methods based on the use of sensitive optical coatings and methods of holographic interferometry, which, however, usually not possible to measure the linear movement with the required accuracy, especially when a large number of controlled points. Using the results of work performed in practice, the design of mirror antennas and on-Board electronics for space applications will increase its reliability by reducing design trial and error, optimization of the operation modes in operation.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Доп.точки доступа:
Двирный, В.В.; Dvirniy V.V.; Морозов, Е.А.; Morozov E.A.; Двирный, Г.В.; Dvirniy G.V.; Крушенко, Генрих Гаврилович; Krushenko G.G.; Карабан, В.М.; Karaban V.M.
621.762.61
Я117

    Ядерные энергетические установки для космических аппаратов
[Текст] : статья / В. В. Двирный [и др.] // Информационные технологии и математическое моделирование в экономике, технике, экологии, образовании, педагогике и торговле. - 2016. - № 8. - С. 55-72
   Перевод заглавия: NUCLEAR POWER PLANT FOR SPACECRAFT
УДК

Аннотация: Основным источником энергоснабжения искусственных спутников Земли и космических аппаратов (КА) в настоящее время являются солнечные батареи (СБ). Однако они являются источниками тока с нелинейным и нестационарным внутренним сопротивлением. Кроме того, их характеристики в значительной степени изменяются в процессе эксплуатации: при выходе из тени Земли СБ генерируют максимальную энергию, которая с прогревом батареи уменьшается. А со временем СБ деградируют от воздействия ионизирующего излучения космического пространства. При этом также существуют сложности раскрытия и обеспечения требуемой ориентации. Наиболее высокоэффективным и стабильным источником энергии могут служить ядерные энергетические установки (ЯЭУ). Однако при этом важнейшим условием их применения является обеспечение радиационной безопасности при хранении в заводских условиях и транспортировке, для чего применяется транспортировочный контейнер. Представлена оригинальная конструкция контейнера для ЯЭУ КА, важнейшим элементом которого является металлорезиновый амортизатор, представляющий собой металлокомпозит, состоящий из металлической спирали, впрессованной в резину. Его назначение заключается в уменьшении амплитуды вибраций, что предотвращает контейнер от повреждений при транспортировке. С целью повышения физико-механических и эксплуатационных характеристик амортизатора в резину предварительно вводили нанопорошок углерода.
Nowadays the main power supply sources of artificial space satellites of the Earth and space vehicles (SV) are solar batteries (SB). However it is a source of power with nonlinear and unsteady internal resistance. Besides, its characteristics are to a great extent changed in operational process - SB generate maximum energy coming out of shadow of the Earth which decreases with battery warming-up. Further SB degrade by the influence of space ionizing radiation. At that there are also the difficulties with opening and supplying the demanded orientation. The most effective and stable source of energy canbe the nuclear installations (NI). However the most important condition for its use is a supplying of radiation safety by the storage at factory conditions and transportation wherefore the transporting container is used. The original construction of the container for NI SV, the most important element of which is a metallic rubber shock-absorber that is a metallic composite consisted of metallic spiral pressed into rubber is presented in the article. Its destination is in a decreasing of a vibration amplitude that prevents container from damages during transportation. The nanopowder of carbon was previously introduced into rubber for increasing the physical-mechanical and operational characteristics of shock-absorber.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева»
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. Ф. Фрунзе
Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Двирный, В.В.; Dvirnyi V.V.; Крушенко, Генрих Гаврилович; Krushenko G.G.; Елфимова, М.В.; Elfimova M.V.; Двирный, Г.В.; Голованова, В.В.; Golovanova V.V.
629.78.06-533.6
С117

    Совершенствование агрегатов для транспортировки тепла в космических аппаратах
[Текст] : статья / Валерий Васильевич Двирный [и др.] // Исследования наукограда. - 2016. - № 3-4. - С. 12-16 . - ISSN 2225-9449
   Перевод заглавия: Improvement units for transporting heat in a spacecraft
УДК

Аннотация: Рассматривается период создания агрегатов транспортировки тепла в космических аппаратах с 70-х годов прошлого века и по настоящее время. В процессе развития космической техники связи, навигации и геодезии создавались многочисленные типы космических аппаратов с различными видами систем терморегулирования и агрегатов транспортировки тепла при общей тенденции повышения потребляемой мощности и тепловыделений, наращивания количества тепловых связей и повышения эффективности распределения тепла, увеличения срока активного существования до 15 лет. Облик современных космических аппаратов во многом определяет выбор систем терморегулирования и агрегатов транспортировки тепла, а в случае бесконтейнерного варианта при разработке блочно-модульной структуры космического аппарата, сотопанели и топология тепловых труб в них является основополагающим фактором, требующим решения сложных прикладных теплофизических задач.Также рассматривается проблема передачи и распределения многочисленных тепловых потоков, которую решают агрегаты транспортировки тепла, обеспечивая при этом требуемый диапазон температур газа в герметичном контейнере. Освещено обеспечение длительного ресурса малорасходных нагнетателей космического аппарата агрегатов транспортировки тепла жидкости как решение наиболее наукоемкой задачи для быстровращающихся роторов электронасосных агрегатов.
This paper covers creation period of units for transporting heat in a spacecraft from the 70-s of the last century to the present time. In the development of space technology communication, navigation and geodesy were created numerous types of spacecrafts with various types of thermal control systems and units for transporting heat while the general trend of increasing power consumption and heat dissipation, increasing the number of thermal couplings and improve the efficiency of heat distribution, increasing active shelf life up to 15 years. The appearance of modern spacecraft largely determines the choice of thermal systems and units for transporting heat and in the case of containerless option when developing a block-modular spacecraft structure, honeycomb and topology of the heat pipes are fundamental, requiring solutions of complex applied thermal problems. Also this paper covers the problem of multiple heat flows transmission and distribution, which solve the units for transporting heat, while providing the required range of gas temperature in a sealed container. This paper presents long life ensure of low consumption blowers in a spacecraft of units for transporting heat liquid in service, as a solution of the most scienceintensive task for the rapidly rotating rotor of electric pump units.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва»
Институт вычислительного моделирования СО РАН Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва
ФГУП КБ «Арсенал» им. М. В. Фрунзе

Доп.точки доступа:
Двирный, Валерий Васильевич; Dvirnyi V.V.; Крушенко, Генрих Гаврилович; Krushenko G.G.; Голованова, Василина Валерьевна; Golovanova V.V.; Двирный, Гурий Валерьевич; Dvirnyi G.V.; Петяева, Наталья Николаевна; Petyaeva N.N.; Кирьянова, Ксения Анатольевна; Kiryanova K.A.
629.7.054.847
Э 94

    Эффективность использования гипертеплопроводящих секций на космических аппаратах информационного обеспечения
[Текст] : статья / С. Б. Сунцов, Д. А. Нестеров, Н. Ю. Соколов // Наукоемкие технологии. - 2017. - Т. 18, № 12. - С. 54-58 . - ISSN 1999-8465
   Перевод заглавия: Effectiveness of use of hyper heat-conducting sections on spacecrafts of information support
УДК

Аннотация: Описана эффективность использования гипертеплопроводящих секций (ГТПС) Акционерным обществом «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева» в конструкции блоков бортовой аппаратуры (БА) космических аппаратов (КА). Представлены характеристики медных и титановых ГТПС. Показано, что описанные ГТПС позволяют существенно снизить массу и внутреннюю температуру БА. Отмечено, что в настоящее время изготовлено 17 КА с применением конструктива блоков со встроенными ГТПС.
Article is called «effectiveness of use of hyper heat-conducting sections on spacecrafts of information support». The prospects of development of intelligence satellite systems in Russia are bound to creation of untight spacecrafts. As a part of the onboard equipment in JSC academician M.F. Reshetnev «Information Satellite Systems» the unified aluminum framework for installation of printed circuit boards and heat removal from electroradio products (ER) is used. On both parties of a frame printed circuit boards with ER are pasted. Heat generated by ER is taken away on a frame to the bottom (to a heel) which is established on the heat-removing basis of a withdrawal system of heat of spacecrafts. The frame ensures functioning of ER in the required thermal conditions with a cooperative power of thermal emission up to 16 W. The construct of a framework with the firmware hyper heat-conducting sections is developed for providing a thermal conditions of ER in blocks with higher thermal emission 16…160 W in JSC academician M.F. Reshetnev «Information Satellite Systems». Hyper heat-conducting sections are a subclass of flat thermal pipes. For the given arrangement of sources and drains of heat distributions of pressure and mass fluxes for both phases of the heat carrier were calculated on surfaces of a flat thermal pipe. The analysis of operability of a thermal pipe is made for the given conditions based on check of realization of capillary restriction. The effectiveness of different designs of blocks of the onboard equipment from the point of view of heat removal can be estimated in parameter P = m/Q where m - the mass of a frame (aluminum or with sections); Q - thermal emission. For an aluminum frame the criterion of P is 0.046 kg/W. When using the block with two firmware titanic hyper heat-conducting sections the maximal taken-away power is 53 W weighing block of 0.63 kg. The calculated value of parameter P for the block with the firmware titanic hyper heat-conducting sections makes 0.012 kg/W. The calculated value of parameter P for the block with the firmware copper hyper heat-conducting sections makes 0.0046 kg/W. It is follow-up important to note that the titanium hyper heat-conducting section is stronger than copper. It is necessary to notice that the criterion was considered for the fixed value of temperature of the heat sink 40°C. Embedding of hyper heat-conducting sections in blocks of the onboard equipment leads to decrease in criterion of P by 10 times in comparison with the unified aluminum block and by 3.8 times when using titanic heat-conducting section. Use of copper hyper heat-conducting sections demands more the complex and careful process of assembly of blocks of the onboard equipment. Blok in construct joint-stock company «Intelligence satellite systems of the academician M.F. Reshetnyov» with the firmware hyper heat-conducting sections, allows to create the onboard equipment with application of more dense installation of ER. Now 17 spacecrafts with use of construct of blocks of the onboard equipment with the firmware hyper heat-conducting sections are manufactured.

РИНЦ

Держатели документа:
АО «ИСС» им. академика М.Ф. Решетнева»
Институт вычислительного моделирования СО РАН

Доп.точки доступа:
Сунцов, С.Б.; Suntsov S.B.; Нестеров, Д.А.; Nesterov D.A.; Соколов, Н.Ю.; Sokolov N.Y.
539.3, 519.63
Н 25

    Наномодифицирование полимерного связующего с целью повышения свойств углепластиковых материалов
[Текст] : статья / Г. Г. Крушенко, О. А. Исеева // Сибирский журнал науки и технологий. - 2017. - Т. 18, № 3. - С. 651-657 . - ISSN 2587-6066
   Перевод заглавия: Nano modification of polymer binder with the aim of improving the properties of carbon fibre materials
УДК

Аннотация: Одной из проблем космического машиностроения является снижение массы деталей, узлов и механизмов как собственно космического аппарата, так и средств доставки его на орбиту, т. е. ракеты-носителя. Прогрессивным решением этой проблемы является применение так называемых сетчатых (анизогридных - anisogrid) конструкций. В настоящее время сетчатые конструкции, материалом для которых является угле- пластик, широко применяются в космической технике для изготовления различных пустотелых трубчатых и конических конструкций космических аппаратов. Наиболее распространенным способом изготовления угле- пластиковых сетчатых конструкций является их намотка из углеродных волокон. Однако при всех положи- тельных качествах углепластиковых конструкций, в связи с однонаправленностью их структуры, их эффек- тивное использование возможно только при одноосном нагружении, когда растягивающие и сжимающие напряжения совпадают с направлением волокон. В случае сложного сопротивления или изгиба, когда в мате- риале возникает сложное напряженное состояние, могут произойти разрушения как от действия скалывающих касательных напряжений, так и от нормальных напряжений. Строгая ориентация волокон в одном направле- нии обусловливает анизотропию физико-механических свойств однонаправленных композитов. При нагрузке, приложенной нормально к направлению волокон, происходит разрушение углепластиковой конструкции прак- тически без ее предварительной пластической деформации. Проблема повышения механических свойств угле- пластиковых материалов успешно решается в результате введения в полимерное связующее нанопорошков различных химических соединений. Этот процесс называется наномодифицированием. Причем в этом плане наиболее эффективным оказались углеродные нанопорошки, включая наноалмазы.
One of the problems in space engineering is the reduction of masses parts, assemblies and mechanisms as the actual spacecraft, and the means to deliver it to the orbit, i. e. booster. Progressive solution of this problem is the use of so- called net (anisogrid) structures. And currently mesh structure, the material for which is carbon fiber, are widely used in space technology for the manufacture of hollow tubular and conical designs of the spacecraft. The most common method of making carbon mesh designs is the winding of carbon fibers. However, with all the positive qualities of CFRP structures, in connection with the pointedness of their structure, and their effective use is possible only under uniaxial loading when tensile and compressive stresses coincide with the fiber direction. In the case of complex resis- tance or bending when the material occurs in the complex stress state can cause the destruction, as from the action of shear stresses and normal stresses. Strict fiber orientation in one direction leads to anisotropy of physical and mechanical properties of unidirectional composites. When the load applied normal to the direction of the fibers is destroyed by carbon fiber construction practically without preliminary plastic deformation. The problem of improving the mechanical properties of the CFRP materials was successfully solved by introducing in the polymer binder nano- powders of different chemical compounds - a process called nanomodification. And, in this regard, the most effective was the carbon nanopowders, including nanodiamonds.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Крушенко, Г.Г.; Krushenko G.G.; Исеева, О.А.; Iseeva O.A.
622.1/2 (035)
Н 25

    Наномодифицирование полимерного связующего при получении намоткой изделий из углепластиковых материалов
[Текст] : статья / Г. Г. Крушенко, С. Н. Решетникова, О. А. Исеева // Технология машиностроения. - 2018. - № 9. - С. 31-37 . - ISSN 1562-322X
УДК

Аннотация: С целью снижения массы деталей, узлов и механизмов как собственно космического аппарата, так и средств доставки его на орбиту, т.е. ракеты-носителя, нашли применение так называемые сетчатые конструкции, материалом для которых служит углепластик. Наиболее распространенным способом изготовления углепластиковых сетчатых конструкций является их намотка из углеродных волокон. Однако, при всех положительных качествах углепластиковых конструкций, в связи с однонаправленностью их структуры их эффективное использование возможно только при одноосном нагружении растягивающих и сжимающих напряжений. Проблема повышения механических свойств углепластиковых материалов успешно решается в результате введения в полимерное связующее нанопорошков различных химических соединений - процесс называется наномодифицированием. Причем, в этом плане наиболее эффективным, оказались углеродные нанопорошки, включая наноалмазы.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Крушенко, Г. Г.; Решетникова, С. Н.; Исеева, О. А.
669.2/.8
П 76

    ПРИМЕНЕНИЕ АЛЮМИНИЕВО-МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
[Текст] : статья / Г. Г. Крушенко [и др.] // Решетневские чтения. - 2018. - Т. 1, № 22. - С. 39-40 . - ISSN 1990-7702
   Перевод заглавия: THE USE OF ALUMINUM-MAGNESIUM ALLOYS FOR THE MANUFACTURE OF CAST PARTS OF AIRCRAFT
УДК

Аннотация: Разработаны технологии, способы и средства, которые привели к росту физико-механических характеристик и эксплуатационной надежности литых деталей летательных аппаратов из алюминиево-магниевого сплава.
Technologies, methods and means have been developed that have led to the growth of physical and mechanical characteristics and operational reliability of cast parts of aircraft made of aluminum-magnesium alloy.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Крушенко, Г.Г.; Krushenko G.G.; Елфимова, М.В.; Elfimova M.V.; Решетникова, С.Н.; Reshetnikova S.V.; Кузнецов, А.Д.; Kuznecov A.D.; Кукушкин, И.В.; Kukushkin I.V.