Труды сотрудников ИВМ СО РАН

w10=
Найдено документов в текущей БД: 6
621.746
П 53

    Получение деталей транспортного средства из алюминиевого сплава жидкой штамповкой
[Text] : статья / Г. Г. Крушенко, М. В. Резанова // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники и подготовки инженерных кадров для авиакосмической отрасли : материалы IX Всероссийской научной конференции, посвященной памяти гл. конструктора ПО «Полёт» А. С. Клинышкова. - Омск, 2015. - С. 186-192
УДК

Аннотация: Работа проведено на литейном алюминиево-кремниевом сплаве АК7ч при получении жидкой штамповкой детали летательного аппарата. Подготовка расплава к литью заключалась во введении в жидкий металл перед заливкой в качестве модификатора нанопорошка карбида бора В4С, что приводит к измельчению структуры сплава, и, как результат, к повышению их механических свойств литых изделий. Способ получения деталей из модифицированного НП В4С сплава заключается в применении для этой цели жидкой штамповки, суть которой заключается в заливке расплава в матрицу с последующим прессованием. При этом подавляется образование в кристаллизующемся сплаве газово-усадочным пустот, что также способствует росту механических свойств прессованных деталей. Работа проведена при изготовлении детали летательной аппаратуры типа «переходник» силового агрегата. При этом в результате сочетания модифицирования расплава НП В4С и последующего его прессования были получены детали с более высокими механическими свойствами по сравнению со стандартной технологией - временное сопротивление повысилось на 8,37%, а пластичность - в 2,1 раза.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева

Доп.точки доступа:
Резанова, М.В.; Krushenko G.G.; Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники и подготовки инженерных кадров для авиакосмической отрасли (2015 ; 17.02 - 17.02 ; Омск)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)
539.37
С115

    Высокопроизводительные вычисления в задачах динамики упругопластических, сыпучих и пористых сред
[Текст] : статья / В. М. Садовский, О. В. Садовская, А. А. Краснов // Численные методы решения задач теории упругости и пластичности : материалы XXIV Всероссийской конференции. - Омск, 2015. - С. 186-190 . - ISBN 978-5-8149-2019-5
УДК

Аннотация: Математические модели динамики упругопластических, сыпучих и пористых сред, учитывающие эффект схлопывания пор под действием сжимающих напряжений, приводятся в геометрически линейном приближении к единообразной форме вариационного неравенства для гиперболического оператора. На основе метода расщепления по физическим процессам и по пространственным переменным строится параллельный вычислительный алгоритм, который реализован в виде программного комплекса для многопроцессорных ЭВМ кластерной архитектуры. Для тестирования алгоритма и программ используются точные решения, описывающие одномерные волновые движения, а также точные решения плоских квазистатических задач. Приводятся результаты расчетов упругопластических волн в пористых средах, по мере прохождения которых формируются зоны схлопывания пор.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН

Доп.точки доступа:
Садовская, Оксана Викторовна; Sadovskaya O.V.; Краснов, А.А.; Sadovskii V.M.; Численные методы решения задач теории упругости и пластичности (2015 ; 02.06 - 04.06 ; Омск)

    Численное моделирование деформации пористых металлов
[Текст] : статья / В. М. Садовский, О. В. Садовская // Решетневские чтения. - 2015. - Т. 2, № 19. - С. 158-160 . - ISSN 1990-7702
   Перевод заглавия: Numerical modeling porous metals deformation
УДК

Аннотация: На основе обобщенного реологического метода построена математическая модель упруго-пластического деформирования пористых металлов, которые могут применяться в аэрокосмической промышленности в качестве легковесных наполнителей. Разработан алгоритм численной реализации модели на многопроцессорных вычислительных системах.
Based on the generalized rheological method, we construct the mathematical model of elastic-plastic deformation of porous metals, which can be used as lightweight fillers in the aerospace industry. We develop the algorithm for numerical implementation of this model on clusters.

РИНЦ,
Полный текст

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН

Доп.точки доступа:
Sadovskaya O.V.
621.746
П535

    ПОЛУЧЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ЖИДКОЙ ШТАМПОВКОЙ ИЗ СПЛАВА АК7
[Текст] : статья / Г. Г. Крушенко // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2016. - Т. 17, № 1. - С. 194-199 . - ISSN 1816-9724
   Перевод заглавия: THE MANUFACTURE OF PARTS OF THE VEHICLE BY LIQUID FORGING OUT OF ALLOY АК7
УДК

Аннотация: Описана практически новая технология производства деталей в приложении к деталям летательной аппаратуры, изготовляемых из алюминиевых сплавов, сочетающая как подготовку расплава к литью, так и способ изготовления собственно детали. Исследование проведено на известном литейном алюминиево-кремниевом сплаве АК7ч, широко применяющемся в аэрокосмической отрасли для изготовления деталей силовых агрегатов, работающих в сложнонагруженных условиях. Подготовка расплава к литью, кроме общепринятых приемов, заключалась во введении в жидкий металл перед заливкой нанопорошка карбида бора В<sub>4</sub>С, частицы которого имеют размеры нанодиапазона и отличаются высокой твердостью и температурой плавления, в связи с чем выполняют роль эффективных центров кристаллизации - так называемых модификаторов. Результатом их введения в расплав является измельчение структуры сплава получаемых изделий, что приводит к повышению их механических свойств. Способ получения деталей из модифицированного карбидом бора сплава заключается в применении для этой цели технологии жидкой штамповки, суть которой заключается в заливке расплава в матрицу с последующим прессованием. Основной положительной характеристикой этого способа является подавление образования в кристаллизующемся сплаве газово-усадочных пустот, что также способствует росту механических свойств прессованных деталей. Работа проведена на реальной детали летательной аппаратуры типа «переходник» силового агрегата. При этом в результате сочетания модифицирования расплава нанопорошком карбида бора и последующего его прессования были получены детали с более высокими механическими свойствами по сравнению со стандартной технологией: временное сопротивление повысилось на 8,37 %, а пластичность - в 2,1 раза.
This article describes a new technology for the production of parts in the application to the parts of aircraft equipment, manufactured from aluminum alloys, combining the preparation of the melt to the casting, and a method of manufacturing the actual details. The study was conducted on a known casting aluminum-silicon alloy AK7ч widely used in the aerospace industry, for the manufacture of power units parts operating in difficult-loaded conditions. Preparation of the melt to the casting, in addition to the conventional techniques, was introducing into the molten metal before pouring nanopowder of boron carbide В<sub>4</sub>С, the particles of which have dimensions of the nano-range and high hardness melting temperature, and therefore perform the role of an effective crystallization centers - so-called modifiers. The result of their introduction into the melt is a refinement of the structure of the alloy of the products obtained, which leads to the improvement of their mechanical properties. The method of obtaining details of the modified boron carbide alloy is used for this purpose, the technology of liquid forging, the essence of which consists in pouring the melt into the matrix, followed by pressing. The main positive feature of this method is the suppression of education in the crystallized alloy gas-shrinkage cavities, which also contributes to increase the mechanical properties of the molded parts. The work has been done on a real part of the aircraft equipment type “adapter” power unit. In the result of a combination of inoculation of melt nanopowder of boron carbide and its subsequent pressing were the items received with higher mechanical properties compared to standard technology - temporal resistance increased to 8.37 per cent, and plasticity - in 2.1 times.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН

Доп.точки доступа:
Krushenko G.G.
004.942
М744

    МОДЕЛЬ СКОРОСТНОГО КОНВЕКТИВНОГО НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В АЛГОРИТМАХ АСУТП
[Текст] : статья / В. М. Белолипецкий, Т. В. Пискажова, А. А. Портянкин // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2016. - Т. 17, № 3. - С. 554-561 . - ISSN 1816-9724
   Перевод заглавия: THE MODEL OF METAL SPEED CONVECTION HEATING FOR USING IN ALGORITHMS OF THE CONTROL SYSTEM
УДК

Аннотация: Технологические процессы обработки металлов в космическом машиностроении содержат такие обязательные операции, как подготовка исходного материала, его нагрев, прокатка и отделка. Нагрев металла перед прокаткой повышает его пластичность и улучшает физико-механические свойства. Повышенные требования применяются при обработке титановых и алюминиевых сплавов к температурным режимам первоначальных, промежуточных подогревов, отжигам, искусственному старению. Строгое соблюдение этих требований обеспечивает стойкость металла к высоким и низким температурам, вибрационным нагрузкам и воздействию радиации. Одним из актуальных направлений совершенствования технологического режима нагрева металла является внедрение современных АСУТП-печей, что, в свою очередь, требует энергосберегающих и обеспечивающих заданные требования к нагреву алгоритмов управления. Такие алгоритмы для правильного прогнозирования должны использовать математические модели процессов. Целью работы является создание модели для использования в алгоритмах АСУТП, которая позволит управлять скоростным конвективным нагревом металлических слитков. Для тестирования и определения границ применения расчеты по разработанной модели в обыкновенных дифференциальных уравнениях сравнивались с расчетами по эталонной модели, основанной на нестационарном уравнении теплопроводности. Рассматривался нагрев материалов с высокой и низкой теплопроводностью. Использовались аналитические и численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений; аналитическое и конечно-разностное решение третьей краевой задачи для уравнения теплопроводности. Предложена упрощенная модель нагрева материалов в печи скоростного конвективного нагрева, пост-роенная на обыкновенных дифференциальных уравнениях и позволяющая при работе в составе АСУТП рассчитывать скорости и режимы нагревов, оценивать равномерности нагревов слитков для предоставления этих данных оператору или для автоматического принятия решения об изменении подводимой мощности или изменении времени нагрева.
A technological process of metal processing in space machinery contains such mandatory operation as the preparation of the raw material, its heating, rolling and finishing. Heating metal before rolling increases its ductility and improves physical and mechanical properties. Increased requirements apply to processing of titanium and aluminum alloys to temperature conditions of the initial, intermediate heating, annealing and artificial aging. Strict compliance with these requirements provides metal resistant to high and low temperatures, vibration loads and effects of radiation. One of the important ways to improve the process of heating metal mode is to introduce modern process control system of furnaces, which in turn requires energy-efficient and provides the specified requirements for the heating control algorithms. To correctly predict such algorithms it is necessary to use mathematical models of processes. The purpose of our work is to create a model for using in algorithms of process control system, which enables you to control speed convective heating of metal ingots. For testing and determination of the boundaries of the application of calculations on the model developed in ordinary differential equations were compared by us with the calculations for a reference model based on unsteady heat conduction equation. In this work materials with high heat and low thermal conductivity were examined. We use analytical and numerical methods for solving ordinary differential equations; analytical and finite difference solution of the third boundary value problem for the heat equation. A simplified model of heating materials in the furnace high-speed convection heating, built on ordinary differential equations and allowing at work as part of process control system to calculate speed and the heating mode, to assess of uniformity of heating of ingots to provide these data to the operator or to automatic decision to change the power input, or change the time heating, is offered.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН
Сибирский федеральный университет

Доп.точки доступа:
Пискажова, Т.В.; Piskazhova T.V.; Портянкин, А.А.; Portyankin А.А.; Belolipetskii V.M.
539.37
О-13

    ОБ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРАВНЕНИЯХ ВОЛОКНИСТЫХ КОМПОЗИТОВ, ПО-РАЗНОМУ СОПРОТИВЛЯЮЩИХСЯ РАСТЯЖЕНИЮ И СЖАТИЮ
[Текст] : статья / В. М. Садовский, О. В. Садовская, И. Е. Петраков // Решетневские чтения. - 2018. - Т. 1, № 22. - С. 578-580 . - ISSN 1990-7702
   Перевод заглавия: ON CONSTITUTIVE EQUATIONS OF FIBROUS COMPOSITES, DIFFERENTLY RESISTANT TO TENSION AND COMPRESSION
УДК

Аннотация: Предложен метод построения определяющих соотношений общего вида, учитывающих упругие, пластические и вязкие свойства волокнистых композитных материалов, по-разному сопротивляющихся растяжению и сжатию.
We developed the method of constructing constitutive equations of a general form, taking into account elastic, plastic and viscous properties of fibrous composite materials, which differ in their resistance to tension and compression.

РИНЦ

Держатели документа:
Институт вычислительного моделирования СО РАН

Доп.точки доступа:
Садовский, В.М.; Sadovskii V.M.; Садовская, О.В.; Sadovskaya O.V.; Петраков, И.Е.; Petrakov I.E.